В истории было немало так называемых великих полководцев с громкими и даже красивыми именами, среди которых и Александр Македонский, и Ричард Львиное Сердце, и Карл Шведский, и Наполеон. Имена их окружены ореолом почти благоговейного почтения, хотя некоторые из них приходили с оружием и смертью на нашу землю. В сущности же многие из них были лишь тщеславными и непоседливыми губителями чужих жизней и разорителями чужого мира. Но и они, даже разгромив врагов и покорив народы силой оружия, не могли быть спокойны в пределах своих владений, опасаясь недовольства побежденных.
А чем же святитель победил народы и утвердил эту победу? Тем единственным, чем может и должен каждый христианин привлечь к себе, – нравственной силой своей жизни, основанной на исполнении евангельского закона.
И пастырь добрый привел в годы своего земного жития (а жил он в IV веке) и ныне продолжает приводить к Небесному Владыке не подневольных рабов, но новых и новых чад Света, детей Божиих. Как истинный пастырь добрый, он вводит их в пределы нового отечества – Небесного, наставляя их в христианском образе жития, уча нас побеждать зло греха добром христианского закона.
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр 13: 17), – призывает апостол Павел словами своего послания всех христиан. И сегодня день одного из таких наставников наших, который и по смерти своей дает Христу Спасителю отчет о детях своих – заботясь о нас, и не просто молясь, но, как поет Церковь, «вопия за нас Господу» (Славник стихир на стиховне), сегодняшних христианах.
Почему для нас святой Угодник правило веры? Потому что закон Бога его был в сердце его (Пс. 36:31), и святитель, путеводимый этим законом, сверялся не с книгами правил и предписаний, но шел путем, который указывало ему любящее сердце архиерея Божиего.
Поэтому и имя его накрепко связано с названием города Миры (там святительствовал Николай Чудотворец), созвучным слову «миро» – которым именуется божественный елей милости и благодати, исцеляющий наши больные души.
Все мы знаем случай из жития, как святитель спас от греховного падения и обнищавшего отца, и трех его дочерей, подав им «узельцы три злата, таяся», как поется в акафисте святому. Это 5-й икос.
Надо было жить одной жизнью со своим словесным стадом, надо было, как писал святой апостол Павел, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим. 12:15), чтобы знать их горе.
На мгновение отвлечемся от кажущегося благостным на первый взгляд житийного повествования и представим себя на месте святителя. Как бы поступили мы? Не бросились ли обличать малодушных, впавших в нищету? Не стали бы другим сочувственно рассказывать и пересказывать в подробностях о постигшем их, как мы любим говорить, «искушении»?
А что же совершает Чудотворец, узнав о нужде одной из ввереных ему душ? Он не стал, как духовный вождь и как власть имущий над их душами епископ, обличать их в готовности совершить грех, но в простоте святости совершил дело милости, подал саму эту милость, как дар Божий, как самое необходимое.
Это и было исполнение закона любви и сострадания к ближнему, лишенному даже своих близких, к ближнему, отверженному миром. Поэтому Церковь и восхваляет святого, называя его «миряном хранителя» («Славник» на «Господи, воззвах»).
Или вот случай из жития, о котором поется в кондаке святому: «и спасл еси неповинныя от смерти». Николай Чудотворец святительствовал в начале IV века, когда авторитет православного епископа еще не был столь велик в глазах городских властей. Недавно только окончились гонения на христиан, и среди администраторов, новоиспеченных христиан, было немало усердных в прошлом язычников, с предубеждением и недоверием относившихся к возглавителям церковных общин, духовным авторитетом которых много позже они стали пользоваться, и не всегда честно, для благ государственного управления.
Епископ не посылает своего служку в канцелярию наместника области с прошением о помиловании, но, не боясь гнева властей предержащих, сам приходит на страшное, позорное, нечистое место казни и, не убоявшись возможного грубого насилия, своей десницей отводит меч палача от осужденных.
Так он «Христово бо, преподобне, Евангелие (воистину) исполнил», подражая Самому Христу Спасителю, Который, как писал апостол Лука, «не послал ни ангела, ни ходатая, но Сам пришел взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19:10).
И сами знаем, как часто огрубевшее, закореневшее в страстях и пороках сердце смягчается, только призовет имя Чудотворца.
Знаем и о том, что грозен и страшен бывает святитель для хулителей веры, благочестия, воле Божией противляющихся – от еретика Ария до неразумной девушки из Самары, в легкомысленном неблагоговении взявшей в руки икону святителя на новогоднем празднике в 1955 году.
В церковных молитвах Николай Чудотворец именуется великим, потому что не только велики совершенные по его молитвам чудеса, но и великое множество душ человеческих через него пришло к вере, привлеченные его молитвами и милостью. И это безотчетное стремление наше к Богу, к Его святым и есть вера.
Поэтому и читается на службе святителю слова Евангелия: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6:19).
Это слова Нагорной проповеди, сердцевины евангельского завета, нравственного закона, данного нам Христом Спасителем. Господь обратился с этими словами к Своим слушателям, среди которых были и апостолы – они разнесли эти слова по всему миру. И вот сегодня святитель Николай, как архиерей Божий и как устроитель Церкви, как сопричастник Христов, как бы сам обращается к нам, пришедшим к нему на праздник разделить в храме радость церковного торжества. Как своим детям он благовествует нам:
«Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».
Мы и есть нищие духом, убогие душой грешники, но не хотящие сознаться себе в этом. А если когда и называем сами себя грешными, то как нестерпимо больными и несправедливо обидными нам будут эти укоризны, услышанные от других.
Если больны этим, то не будем стыдиться обращаться к покаянию, обращаться к врачу, перед которым не стыдно показать свои застарелые болезни, свое убожество, – такому, как святитель Николай.
«Блаженны алчущие» правды и истины, но не своей, а Божией. Устремляющиеся в этой жизни скорбей, утрат, болезней, бесприютности к единому источнику – Богу, чтобы насытиться милостью Божией и радостью любви совершенной.
И в день скорбей наших мы, как когда-то пророк Давид, Бога взыскуем, и просим Его помощи, и в молитвенном стоянии пред ним и его святыми не обманываемся в надежде на молитвенную помощь святого помощника Николая.
«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого».
«Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15–16).
Как часто приступают к нам по нашей греховной жизни сомнения, маловерие, уныние, отчаяние, и мы забываем милость и благодать Божию. И в этой ночи душевного мрака и отчаяния, как когда-то царь и пророк Давид молившийся: «Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой», и мы, молясь Господу и призывая святого угодник Божия себе в помощь, утверждаемся в непреложности Божиего промышления о мире, о его чудесном, непостижимом уму, но так понятом сердцу сопровождении нас на путях жизни.
Будем хоть мало подражать святому Угоднику.
Если у нас нет золота, нет даже достаточно денег, чтобы подать нуждающимся, то дадим им наше сочувствие, не будем умножать их скорби. Не будем спешить осуждать их, будем просить им, а не себе большей милости.
Если не имеем административной власти над другими, то будем властвовать над собой, не будем гневливы, раздражительны, завистливы, неприязненны, предвзяты и неблагодарны. Будем уважительны и к старшим, и к младшим, и к ровесникам своим. Не будем превозноситься над ближними, которым мы досаждаем каждый день.
Если же, как думаем, имеем ревность в вере, то будем и ревнивы и усердны к себе, к другим же снисходительны, будем послушливы, скромны, беспристрастны и нелицемерны. Будем хранить мир Божий и в своих душах, и в душах наших братьев и сестер, идущих с нами дорогой спасения.
Будем помнить о тех воистину великих и святых наших помощниках и спутниках, Господом нам дарованных, среди которых яркой путеводной звездой светит имя великого чудотворца Николая. Святителю отче Николае, великий Чудотворец, моли Бога о нас! Аминь.