Нечувствие, как телесное, так и душевное, есть омертвение чувства от долговременного недуга и нерадения.
Безболезненность есть обратившееся в природу нерадение, оцепенение мысли, порождение худых навыков. Это – отвержение страха Божия. Бесчувственный есть безумный мудрец, учитель, осуждающий себя самого, слепец, учащий видеть; беседует о врачевании язвы, а между тем беспрестанно чешет и растравляет ее; жалуется на болезнь, и не отстает от вредных для него снедей; молится о своем избавлении от страсти, и тотчас исполняет ее на самом деле; за совершение ее гневается сам на себя, и не стыдится слов своих, окаянный.
«Худо я поступаю», вопиет, и усердно продолжает делать злое. О смерти любомудрствует, а живет как бессмертный. Вздыхает о разлучении души с телом, а сам пребывает в дремоте, как бы был вечный. О воздержании беседует, а стремится к объядению. Читает слово о последнем суде, и начинает смеяться. Читает слово против тщеславия, и самым чтением тщеславится. Говорит о бдении, и тотчас погружается в сон. Хвалит молитву, и бегает от нее, как от бича.
Ублажает молчание, но восхваляет его многословием. Воспрянув от греховного усыпления, воздыхает, но, покивав головой, снова предается страсти. Осуждает смех, и учит о плаче, смеясь. Сладострастно смотрит на лица, и между тем беседует о целомудрии. Пребывая в мире, хвалит безмолвствующих; а того не разумеет, что он этим посрамляет себя самого. Славит милостивых, а нищих поносит. Всегда сам себя обличает, а прийти в чувство не хочет.
Прп. Иоанн Лествичник