Сегодня, 28.01.2018 г., в проповеди за Божественной Литургией настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«В сегодняшнем Евангелии мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Это чтение неслучайно, потому как мы стоим на пороге Великого поста. Суть же притчи в следующем. Два человека вошли в церковь, но один – помолиться, а другой – похвастаться. Один – сокрушаться перед Богом, другой – превознестись. С чего началась молитва фарисея? «Господи, благодарю Тебя» — добрые и хорошие слова, которые мы произносим в ежедневных молитвах. Но за что благодарю? Благодарю Тебя, что я не такой, как все – воры, хищники, мытари; пощусь дважды в неделю, даю Тебе из того, что имею. А мытарь был человек, которого ненавидели все иудеи, потому что мытари собирали подати для римского государства, завладевшего Иудеей в те времена. И вот этот мытарь стоял на пороге, боялся пройти дальше, он понимал, что он грешен и всего лишь произносил слова «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13) Малая молитва, но сокрушенная, и в ней все заключено. Он ничего не мог просить, даже не смел благодарить Бога, считая, что из его уст благодарность не будет звучать искренне. Он просто сокрушался, смирялся. Фарисей думал, что его молитва услышана, ведь его дела на самом деле были хороши. Это действительно добродетели – поститься, давать десятину, стараться содержать себя в чистоте, совершать добрые дела. Но разве Бог не ведает твои добрые дела? Конечно, ведает и прекрасно их знает. Но если ты начинаешь хвастаться ими – горе тебе, не услышит Бог твоих молитв. Как подчеркивает Евангелие, первый, т.е. мытарь, вышел более оправданным, чем второй.
На исповеди порой явно бывает заметно, в каком состоянии души вы приходите:
— В чем каешься?
— Не врала, не убивала, не прелюбодействовала.
Это что, покаяние? Человек почему-то начинает рассказывать о своих добрых делах. Отнюдь не надо этого на исповеди. Состояние души должно быть таковое: «Господи, сколько во мне мрака и греха, и с чем я подхожу к Тебе!» Я должен знать свои недостатки, показать их, вырывать их изнутри.
До Великого поста остается совсем немного времени – 3 недели. Соответственно, мы должны уже подготовлять себя. Я говорю не о пище, я говорю о состоянии души. Ярким примером да будет нам мытарь, который от недостоинства своего осознавал, кто он есть на самом деле, и говорил только те слова, которые мы произносим в своем молитвенном правиле: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Аминь».