Сегодня на Литургии читался отрывок Лк. 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.
Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Знакомая нам всем притча о блудном сыне неслучайно прочтена сегодня, ибо мы вновь сделали очередной шаг к Великому посту. В этой притче говорится о покаянии. Но как приобретается покаяние? Каким путем приобрел его непутевый младший сын? Вроде бы, он предъявил правильные требования к отцу: испросил свою часть достояния. Отец выделяет ему полагающуюся часть, и тот уходит жить самостоятельной жизнью. Естественно, он начал жить распутно и блудно. Все, что отец ему дал от имений своих, он растратил на удовольствия, на женщин, на вино. И, само собой разумеется, дошел до крайней точки. А как часто бывает, когда человек доходит до крайней степени бедности, все друзья, которые до сих пор его окружали, теперь исчезли. Денег нет – нет и друзей. Он ищет, к кому приткнуться, и находит одного из жителей той страны, и устраивается у него пасти свиное стадо. В той стране как раз настал голод, и от своей алчбы непутевый сын готов был есть свиную еду. Вспомнив, что у отца последний наемник живет лучше, чем сейчас он, родной сын, возвращается к отцу, и отец принимает его. Старший сын, конечно, недоволен: этот разгильдяй вернулся, блудник, распутник, потративший все, что ты ему дал, и ты его так встречаешь! На что получил упрек от отца: «Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32).
В этом году сошлись два события: Неделя о блудном сыне и память новомучеников и исповедников Российских. Ведь Русь в свое время, как некогда тот блудный сын, захотела жить не так. Она поразилась веянием французской революции. Русский народ решил жить без Бога, уйти от своего Отечества. Растранжирили все свое духовное наследие, церкви уничтожили, священников расстреляли и начали все глубже и глубже погружаться в тину атеизма, противления Богу. И до чего дошли? Стало невозможно жить на земле. Потому что без Бога, без своего Отечества невозможно жить спокойно. И вот, наконец, русский народ опомнился, вернулся, но пока еще не до конца, пока многие желают еще жить материальными благами, пока кто-то еще питается от этих рожец. Человек, который ушел от своего Отечества, я имею в виду от Церкви Христовой, чувствуя томление души, понимая, что материальное ни к чему не приводит, начинает искать. И вдруг находится проповедник, который начинает его вот этим кормить. Вроде бы какое-то насыщение приходит, но оно фальшиво, оно неверно, это не то богатство пищи, которое здесь дается. Там нет возможности взглянуть на Небо в полном смысле этого слова. Ведь Господь не случайно в этой притче приводит в пример свиней: свинья не смотрит на небо, она смотрит только в кормушку. И сын, дошедший до такого состояния, это прообраз человека, который дошел до такого духовного падения, что уже на Небеса не возводит очи свои.
И я пожелал бы вам, дорогие братья и сестры, не растранжирить дар, который Господь вам дает. Если ты, к сожалению, пошел в этот путь, желая жить самостоятельно, вовремя обернись назад. Если даже ты ушел далеко, помни, что есть любящий Отец, готовый принять тебя, готовый ряди тебя все сделать. А если ты старший сын, радуйся тому, кто переступил порог храма. И не просто радуйся, а ликуй! Помните, Царство Небесное не наследуют праведники, я имею в виду мнимые праведники, которые себя считают таковыми. В одном из акафистов есть такие слова: «Водвори меня в обители Небесные с грешниками, покаянием Тебе благоугодившими». Аминь».