Христос посреди нас

Не раз мы в Евангелии читаем торжественное исповедание человека, который узнал во Христе своего Господа и Бога. Первый раз это произошло в начале пути Господня. После Его крещения, когда Христос вступил на Свой крестный путь, Он встречает Нафанаила. Христос свидетельствует перед другими, что это человек чистый, правого сердца, и Нафанаил Его спрашивает: «Откуда ты это знаешь?» Спаситель ему отвечает таинственные слова: «Прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел, когда ты был под смоковницей…» И Нафанаил, поклоняясь Ему, говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!..» (см.: Ин. 1: 48–49).

И святой Иоанн Предтеча говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира»!

И исцеленные и видевшие многочисленные чудеса Христовы говорили об этом.

Но потом эти свидетельства как-то замирают в сердце тех, кто свидетельствовал Господа, они замирают и в нашем сердце. Все мы, как и апостолы когда-то, ослеплены только видимым и очень медленно начинаем прозревать невидимое и сокровенное во Христе.
Мы следует за Христом, но, как и Его апостолы, еще подвержены сомнению; как и они, не доверяем Ему, что Он может благополучно избавить от опасности смерти, от опасностей этой временной жизни.
Как Фома апостол, имя которого было «близнец» или, как объясняют некоторые толкователи, означает человека двоящейся природы, мы живем в постоянных переходах от одного настроения к другому, двоимся мыслями.

Этот яд сомнений разливается древним завистником нашей радости – диаволом, он сообщает нам недоверие к силе Христовой, как и Фоме, проявившему сомнение, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа.

В течение трех с лишним лет Христос постепенно раскрывает перед апостолами (а перед нами – во всю нашу жизнь) Свою истинную природу: да, Он подлинный, истинный Человек, но одновременно Он – Бог, пришедший плотью спасти мир.

И это постепенно нарастающее сознание сокровенного находит себе выражение уже на пути в Иерусалим, к страданиям, перед самой смертью Христовой, в свидетельстве апостола Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого…»

Прежде Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог; после Своего распятия Он настойчиво, раз за разом, в целом ряде видений открывается перед ними как Человек, воскресший плотью.

Об этом главном, невидимом и Божественном написал так ясно и кратко святой апостол Павел, который не видел Христа в дни земной Его жизни и которому Он открылся воскресший: видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4: 18). То невидимое, что откроется нам.

Все рассказы о Воскресении Христовом нас ставят перед лицом именно этого факта: это не дух, это не видение; ученики не только слышат Его голос, но они прикасаются к Его телу, они видят, как Он с ними вкушает пищу. И говоря об этих свидетельствах, апостол Иоанн писал: мы говорим о том, что наши очи видели, наши уши слышали, к чему прикасались руки наши… Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу и, веря Ему, зная Его как своего Бога и как воскресшего Спасителя, взываем Ему: Господь мой и Бог мой!

На этом исповедании основана вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек, в плоть которого облекся Христос. Христос может пройти через врата смерти и войти в вечную жизнь и с Собой увлечь в вечное бытие и человека, совершившего путь покаяния.

Есть распространенное выражение: «Фома неверующий». Но оно происходит от нашего духовного невежества и самонадеянности и даже для некоторого самооправдания.

Неверие же апостола – это состояние, которое описал апостол Лука о своих собратьях: «Когда же они от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24: 41).

Но наше сомнение чаще основано на эгоизме и самонадеянности, на неумении любить Бога и ближнего.

Поэтому особенная значимость события, которое мы вспоминаем сегодня и которое называется Уверением Фомы, в том, что оно подтверждает слова Самого Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20).

В особенные дни – скорбей ли, радостей ли – мы не будем духовно одиноки тогда, когда мы бываем на собрании Церкви, среди братьев и сестер, даже, может быть, и не имея к ним искренних христианских чувств, не видя их ощутимого сочувствия своим бедам, но, призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.

В наступающие 40 дней мы будем с благодарностью вспоминать, как Христос постоянно являлся Своим ученикам, как Он раскрывал им тайны Царства Божия, как открывал им понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью.

Христос и Бог наш открывает нам, что временную жизнь мы можем потерять, что она неминуемо пройдет, но что нам дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все…

Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу.

Аминь.

Иеромонах Никон (Париманчук)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *