Во время воскресной проповеди за Божественной Литургией настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Когда произносится фраза «Фома неверующий», у многих возникает невольная ассоциация с человеком, неверующим ни во что. Но мы говорим о конкретном человеке, об апостоле Фоме, неверие которого было обусловлено рядом факторов.
Представьте себе ученика Христова, который был близок к Нему, ходил вслед за Ним, впитывал в себя Его слова, жил Господом. И вот происходит страшное: Его убивают. Фома в полной растерянности, он не знает, что делать дальше. Это не означает, что он перестал верить в Бога, но он находился в состоянии безысходности. Что дальше делать, где спасение? В таком растерянном состоянии находился Фома. И вот другие апостолы говорят ему: «Мы видели Христа воскресшего». А он не может в это поверить. Не потому, что этого не может быть. Он не может поверить в то, что случилось: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). И когда он увидел Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Об этом Феофан Затворник так говорит: «Он ухватил Христа за одежды Его. Как погибающий, тонущий человек обнаруживает плывущее дерево, он хватается за него и не отпускает». Такое было состояние Фомы, вот это — Фомино неверие, а не неверие вообще.
Фома учит нас тому, что лучше не видеть, но верить. Как Господь сказал ему: «блаженны невидевшие и уверовавшие». Верить искренне, чисто, нисколько не сомневаясь даже в моменты тяжкий испытаний. Очень удобно верить в Бога на матрасе на море. Когда же акула рядом появиться — вот когда верить надо. Почитайте Иова Многострадального, что прошел он, искренне верующий в Бога. Лишился всего: детей, имущества; жена только осталась, и та для испытаний, потому что когда он заболел и лежал в проказе, жена сказала ему: «Прокляни Бога и умри!» На что получила достойный ответ: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21).
Дай нам Бог, чтобы в нашей повседневной жизни не было сомнений и неуверенности в Божьем промысле. Бог ищет только одного — как нас спасти. А формы и пути нашего спасения бывают разные. По мере болезни человека прилагается и соответствующее врачевство: кому-то хватает и одной пилюли, а кого-то нужно резать и не один раз. Дай нам Бог иметь твердую веру без капли сомнения. Аминь».