Во время воскресной проповеди за Божественной Литургией настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Одна из первых ересей в христианстве созрела в уме не какого-нибудь простого христианина, а, к сожалению, очень образованного священника. Его имя было Арий. Это был священник Александрийской церкви. Размышляя о путях Божьих, он не мог постигнуть того, как Бог мог воплотиться, и в итоге пришел к простому выводу: Иисус Христос не есть Богочеловек. Он – высшее творение, с которым Бог соединился спустя какое-то время.
Церковь восстала против этого учения, и было решено, по примеру первого Апостольского Собора, который проходил в Иерусалиме, собрать Вселенский Собор в г. Никее под председательством Константина Великого. Он созвал епископов тех мест, где Церковь христианская уже утвердилась. Было собрано 318 человек, и эта цифра не случайна. С таким количеством воинов некогда Авраам освобождал своего племянника Лота. И здесь эти 318 воинов Христовых встали на защиту истины.
Из присутствующих на соборе мы должны знать, как минимум, двоих – это епископы Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. Свт. Николай так яро отстаивал истину Христову, что просто по-человечески не выдержал и дал затрещину Арию. Конечно, он был осужден, не должно епископу так себя вести, но этот поступок показал его ревность об истине. А свт. Спиридон в споре о Единстве во Святой Троице явил чудо. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Собор утвердил, что Христос – это не кто иной, как Богочеловек. Ведь бессмысленно, если Он – просто высшее творение, кукла, которую создал Бог; и Он умер и воскрес, а Господь вдруг прощает нас за это. Бессмысленно! А пришествие Бога в этот мир во плоти, снисхождение Его до человека, — это действие любви. Бог принял плоть человеческую не просто так, но чтобы изменить и преобразить ее. Природа человека была настолько падшей, что уже было необходимо вмешательство Бога.
И в 4 веке нашлось очень много людей, которые последовали арианской ереси. Дошло до того, что началось гонение на христиан со стороны арианства. Но Николай Чудотворец и множество других епископов, подвижников и простых христиан отстояли свою веру. Кто знает, может быть, нам тоже когда-то придется это сделать. Пусть не в таком глобальном масштабе, а в локальном, в своем окружении. Тогда нам нужно будет четко и твердо показать свою веру, упование и любовь ко Христу. Аминь».