Во время проповеди за Божественной Литургией настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«До этого дня мир не знал, Что есть Бог по Существу Своему. Иллюзорно представлял, во многих народах были знаменитые триады. Однако все триады, которые были у языческих народов, это бог, божок и богиня. Но для нас сейчас раскрывается глубина Божья, Бог есть Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. И именно в этот день произволением Бога Отца с согласием Бога Сына и действием Бога Духа Святого нам усваиваются Дары нашего спасения.
По выражению проф. Лосского, Бог не остался едИницей, самозамкнутой на себе, потому что один – это эго. Бог превзошел и двоицу, потому что двоица – это противоположность. Бог же есть Троица, потому что в троице познается любовь. Даже в нашем мире мы понимаем, что семья не может замкнуться на «он и она», должны быть еще дети, третья часть семьи. Тогда и раскрывается полнота любви. Но не нужно перекладывать человеческое на божественное, это всего лишь какая-то тень, намек на возможность того, что происходит Там.
Все вы вошли в пространство Церкви, вы все стали причастниками той Пятидесятницы, когда вас опустили в купель. Не уходите, не ищите чего-либо другого, нигде нет того Сокровища, которое находится здесь. Нигде нет Тела и Крови Христовых, как только в той Чаше, которая выносится в православных храмах. Не может быть множество Церквей. Христос установил Одну единственную Своими страданиями и Воскресением. И в день Пятидесятницы послал Духа Святого, чтобы верующие в Него могли усвоить те Дары, которые Он дает нам.
Расскажу вам одну поучительную притчу. Один прихожанин долгое время не ходил в храм, и священник решил его навестить. Когда он пришел, прихожанин сидел у камина, кивнул головой в знак приветствия священнику и пригласил его присесть рядом. Священник присел. Оба молчали. Вдруг священник встал, взял клещи, достал кусочек горящего угля из камина, отложил его в сторону и опять сел. Спустя некоторое время кусочек, который был изъят из общего костра, сначала тлел, а затем совсем потух. Священник встал, взял этот уголек и положил обратно в огонь. Тот разжегся и начал гореть. Тогда священник поднялся и стал уходить. Прихожанин сказал ему: «Спаси вас Господь, батюшка, за проповедь. В следующий раз я обязательно приду в храм».
Понимаете ли вы теперь в чем смысл нашей с вами совместной молитвы? Вне Церкви ты постепенно начинаешь истлевать, перестаешь гореть. Ты начинаешь жить не в Церкви, а в этом материальном мире, обманчивом, призрачном и неустойчивом.
Призываю вас, дорогие братья и сестры, не быть такими угольками. Церковь рождена сегодня. Все в Нее заложено, приобщайтесь к Ней, черпайте из этого источника Жизни. Потому что этот источник ведет не в жизнь временную на земле, а в Жизнь вечную. Аминь».