Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Зрение — это обыденность, к которой мы уже привыкли. Мы видим с рождения, видим и радуемся краскам жизни и окружающего мира, наслаждаемся этим с помощью зрения, приобретаем знания при рассматривании и чтении. Зрение — это способность человека обогащать свой внутренний мир. Даже в Евангелии есть такие строки: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно» (Лк. 11:34). Т. е. через глаза мы можем либо получить дар, либо согрешить.
Но сегодня хотелось бы поговорить не о зрении физическом, а о зрении духовном. Вот этого зрения многие лишены. Многие не могут увидеть то, что происходит у них внутри, потому что только духовными очами можно рассмотреть внутренний мир человека. И вот, когда человек лишается зрения, он уже живет ощущениями. И когда человек лишается духовного зрения, он тоже живёт некоторыми ощущениями, размышлениями о грехе, но не рассматривая его в самом себе, считая, что там кто-то грешит, но не я. Тот плохой, этот плохой, но я-то вроде как ничего ещё. Это и есть духовная слепота. Человек на самом деле не видит себя, он духовно слеп. И если Господь не раскроет ему очи, не исцелит как слепого из Евангелия, он так и будет находиться во мраке, и будет считать, что в принципе правильно живёт. Много людей имеют не духовное зрение, а ощущение, захаживая в храм, до конца не понимая, зачем вообще это нужно, не рассуждая, зачем быть христианином. Для многих размышления сводятся к тому, что «Я в Бога верю, а в храм ходить не надо». Или кто-то говорит о том, что Бог у него в душе. Слепец! Каким же образом Бог попал в твою грязную и мрачную душу?
Каждый из нас понимает своим внутренним чувством, своей душой, что он без храма жить не может, без богослужения, без Тела и Крови Христовых вообще не мыслит своей жизни. И не может никому этого объяснить и никогда не сможет до конца объяснить, потому что это как слепому рассказывать что есть красный цвет. Он не поймёт, у него нет опыта восприятия цвета.
Прозревать своими духовными очами мы начинаем через Таинство Крещения. Постепенно начинает перед нами раскрываться духовный мир, наше внутреннее неустройство. Но это совершается не как само собой разумеющееся, что я ничего не делаю, и со мной что-то происходит. Это, безусловно, происходит в процессе жизни христианской, и чем дольше ты живешь, тем больше перед тобой раскрывается, тем больше ты познаешь свои немощи. Но тут начинает мешать гордыня. Потому что мы уже начинаем рассуждать так: теперь-то я уже спасён, я же исповедуюсь, причащаюсь, я же в храм хожу, «несмь якоже прочие человецы», этого не совершающие. Гордыня помрачает наше зрение, наши внутренние очи опять смутно видят свои недостатки. И самое главное врачевство в этом случае — это глубокое покаяние, рассматривание своего внутреннего мира, чистая и искренняя исповедь, признание своих грехов бескомпромиссно, безапелляционно. Чётко и ясно нужно рассмотреть кто ты есть на самом деле, потому что перед людьми как-нибудь можно оправдаться, фальшивить перед человеком легче, но перед Богом ничем не сфальшивишь. Там нельзя притвориться, перед Ним ты есть тот, кто ты есть на самом деле, там ничего не скроешь. Поэтому, чем лучше мы познаем свой внутренний мир, чем более мы увидим в нём недостатков, тем чище мы будем, ведь тогда мы начнём омывать свою душу. Все знают, как происходит процесс уборки: сначала убираем крупный мусор, тогда начинает быть заметной пыль. Также и в душе человеческой: когда человек искренне кается в своих тяжких грехах и начинает рассматривать дальше свою душу, он обязательно заметит там мелкие грехи, которые, как пыль, лежат на душе, и которые тоже нужно смыть, от которых тоже нужно освобождаться. Процесс этот длиною во всю жизнь.
Дай Бог, чтобы всё-таки наши душевные очи не затягивались бы пеленой самоуверенности, гордыни, тщеславия и других пороков, которые мешают видеть на самом деле, кто мы есть. Чтобы предстать пред Богом чистым, нужно много, много, много работать, омывать свою душу слезами покаяния и сокрушения о грехах своих, но, безусловно, исключая из жизнь уныние и отчаяние, потому что это приведёт не ко спасению, а только к погибели. Аминь».