Как мы приступим к началу, так же достигнем и конца, чтобы, строго соблюдая весь пост, собрать нам в будущем и весь урожай исцеления, произросшего из этого поста. Тот, кто внимательно следит за мерой течения дней поста, тот обнаруживает сластолюбие души своей. Пребывая в раздражении от того, что этому сластолюбию мешает пост, он в своем воображении представляет, как пост закончится; подобным образом он облегчает тяжесть, проистекающую из сластолюбия, поскольку по прошествии Четыредесятницы он опять будет спокойно наслаждаться обильными и разнообразными яствами. Поэтому не под этим я подразумеваю начало и конец поста, ибо только сластолюбцам, стяжавшим один лишь внешний вид, а не суть поста, свойственно измерять дни его. Я же подразумеваю под началом поста воздержание от многих и обильных яств, а под концом – отсечение страстей и прегрешений: ради этого и учрежден телесный пост, приносящий пользу, если он соединен с духовным постом, то есть с отвержением пороков, без которого не может быть полным определение поста.
***
Подобно тому, как в гористой местности встречается мост, переброшенный через ущелье или же через реку, рассекающую поверхность земли, так и пост служит мостом между плотью и духом. Ведь мост соединяет два отстоящих друг от друга и разделенных участка земли, и, принимая на себя проходящих по нему путников, он делает недосягаемую область доступной, безопасно пересылая пешеходов на другой конец. Пост же своими навыками представляет человеку лекарства: он исцеляет заболевшие части души, прекращает в ней всякое разделение и брань, примиряет и соединяет враждующее; неприхотливым образом жизни и малым количеством пищи для тела соблюдается здоровая жизнь его; оно делается устойчивым, легким и упругим для подвижнических состязаний, так что может ревностно бодрствовать, петь псалмы, класть поклоны и усиленно исполнять все служение при богослужении в храме.
Святитель Феолипт Филадельфийский