Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Какое великое умение просить прощения, но ещё большее умение – прощать. Для чего же нам это с вами нужно? Это то, что не сделал в свое время Адам. Адам не смог этого произнести, когда ему было указано на нарушение заповеди Господней. Он начал оправдываться, и в этом оправдании уже сделал виновным не себя: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Всю вину свою он переложил мало того, что на жену, которую Господь ему создал, чтобы она была спутницей его жизни, соучастницей его жизни, чтобы полнота человека была явлена в двух половинах, так и Бог оказался виноват в конце-то концов. О каком покаянии здесь может идти речь? Нет покаяния без прощения, не существует просто. Господь указывает на простоту вхождения в Царствие Божие, мы говорим это всё время в молитве «Отче наш»: и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим. Насколько мы сможем прощать, настолько и Господь будет прощать нам. В сегодняшнем Евангельском чтении евангелист Матфей об этом вновь говорит с яркостью: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Если ты не умеешь прощать, то ты сам будешь в первую очередь страдать. Будешь страдать, потому что у тебя постоянно будет всплывать грех ближнего человека твоего, которым он против тебя согрешил, постоянно будет свербить, постоянно будет мешать просто жить, и хуже никому не будет кроме тебя самого. Кто держит зло в себе, тот испытывает адские муки ещё здесь, живя на земле. Я понимаю, что тяжело простить тяжкие грехи против себя — предательство измену и так далее, но какие-то мелкие согрешения, которыми согрешают против нас наши ближние, разве они достойны того, чтобы держать их в себе? Зачем это нужно, зачем об этом помнить? Какая в том польза?
Сегодняшняя неделя не случайно называется Прощёным воскресеньем. На вечерней службе мы будем друг у друга испрашивать прощения. Казалось бы, какой мне смысл просить прощения у человека, которого я вижу впервые, если я лично грехов против него не совершал? Но тут нужно помнить простую вещь: мы все соучастники зла, которое происходит в этом мире. Я являюсь соучастником того плачевного состояния моего ближнего, которого я даже не знаю, соучастником в этом глобальном зле, потому что я не прилагаю добродетель к добродетели, а прилагаю согрешения к согрешению, злом увеличиваю зло. И если бы рассудить о себе, посмотреть на свою жизнь, измерить на весах правды, что я из себя представляю, наверное, зло всё-таки перевесило бы. Потому что на него мы устремляемся спонтанно, стихийно, не задумываясь, а доброе дело редко так вдруг выскакивает как само собой разумеющееся. Обычно начинает коробить что-нибудь, потому что доброе дело — это когда обязательно что-то нужно от себя оторвать. Не бывает доброго дела, чтобы ты чего-нибудь себя не лишил — времени или средств. А зло получается моментально, стихийно, оно внутри сидит, его достаточно просто наружу выплеснуть и всё.
Завтра начинается Великий пост. А пост — это время, когда все христиане начинают идти по поприщу глубокого покаяния, время, когда человек должен себя поставить перед Судьей, рассмотреть свою жизнь, начать наконец-то её менять. Конечно, это никогда не поздно, и не нужно для этого ждать Великого поста, и не надо заканчивать добродетельную жизнь по окончании Великого поста. Нужно стремиться к духовной диете, ведь есть вещи, которые нам просто вредят, их нужно беречься не только когда ты соблюдаешь пост, но беречься их нужно всегда. Не нужно ждать того момента, когда Господь заставит нас рыдать о жизни прожитой, когда станет совсем худо и тошно, когда обстоятельства стиснут нас (ухудшение здоровья или потеря близких). Духовную диету нужно соблюдать постоянно. Я не говорю о диете телесной, для некоторых пост — это рассуждение о том, какие блюда теперь можно готовить. Есть даже постная кухня и целые сборники по этому поводу. Но почему-то редко кто заглянет в книги о борьбе со страстями и пороками, почитает Игнатия Брянчанинова и других святых отцов, которые действительно указывают, в чём смысл поста. Да, воздержание от пищи необходимо, потому что желудку тоже нужно указать его место, а то в нашем сознании уже давно произошел переворот, и всё, что ниже диафрагмы, владеет нашим умом. То есть неправильно устроена иерархия в человеке, а пост — это время, когда можно эту иерархию наконец-то восстановить. Ум должен управлять всем остальным, я должен владеть своим телом, а не тело мной.
Так вот, дорогие братья и сестры, я надеюсь, что каждый из вас дойдет до конца великого поста, имея при себе багаж каких-то добродетелей. Пускай он будет незаметный, но он будет ощутим в сердце, пусть в нём появятся некоторая легкость, не мысль о том, сколько хороших дел я сделал (не с этой мыслью нужно прийти к концу поста, хорошие дела должны забываться), но, по крайней мере, чтобы тяжести от своих грехов было поменьше. Помогай нам в этом Господь и Матерь Божья. И надеюсь, что мы все с вами, взойдя на это поприще Великого поста, с радостью встретим и Светлое Христово Воскресение! Аминь».