Главное искушение Великого поста – превращение христианства в религию еды. Главная ошибка великопостного времени – это когда голова постящегося занята едой. Все искушения и трудности Великого поста проистекают из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.
Избежать ошибок и искушений в Великом посту поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские великопостные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.
Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение.
А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.
Дни Великого поста надо начинать с молитвы, причём нужно постараться обратить своё сердце к Богу, и всё своё внимание обращать именно на это, а если что-то не успеем прочитать, то не смущаться. Проводить день следует также в молитве и трезвении, стараясь при этом, чтобы наши ближние «не видели нас постящимися» в фарисейском смысле (Мф. 6, 16-18).
Заканчивать же наше дневное поприще надо, разумеется, не придирками к домашним и семейным скандалом, и не смотрением телевизора, а умиротворением сердца в любовном общении с родными, в молитве и чтении Слова Божия. Воскресные же и праздничные дни, особенно дни Страстной седмицы, конечно же, нужно посвящать церковной молитве и причащению Святых Христовых Таин.
Вся жизнь христианина (а вовсе не только Великий пост) или христоцентрична, или нет. Если она не такова, то нет для православного человека большей задачи, чем сделать своё существование постоянной жизнью во Христе. Именно постоянной – ибо жить во Христе только лишь Великим постом, а затем от этой жизни отступить и дать похитить семя благодати диаволу, заглушить его тернием или же не заботиться о почве нашего сердца (Мф. 13, 3-9), для христианина невозможно. Великий пост – хорошее время для того, чтобы педагогически подойти к этой задаче, и, разобравшись с собою, начать жить по Евангелию.
Игумен Петр Мещеринов