Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Жизнь христианина — это крестоношение, а жить по-христиански — это следовать за Христом. Конечно, крест Господень легок не будет, но сам Спаситель указал нам этот нелегкий путь Своей жизнью, в страданиях и страшных истязаниях до самой смерти пройдя его.
Некоторые размышляют так: я живу в трудностях и испытаниях, это и есть мой крест. Но это не путь за Христом. Он может быть только путем добродетельной жизни, когда человек живет по-христиански, и тогда те скорби, которые попадаются у него на пути, и будут его крестоношением. А скорби, которые мы сами себе творим нелепой жизнью, как они могут вменяться в крестоношение? Единственным плюсом в этих скорбях может быть осознание того, что ты сам виноват в том, что случилось, и следующие за этим терпение и смирение.
Есть тому назидательный пример. Некогда один подвижник, живший в пустыне, пойдя за водой, поскользнулся и так сильно повредил ногу, что не смог уже дальше идти. Рана была серьёзной, он истек кровью и умер. Нужно отметить, что отшельник этот жил довольно непутевой жизнью, не всегда совершал молитвенное правило, ленился и так далее. И вот душа его отошла от тела, предстала ангелам и демонам, и начался между ними спор. Бес говорит: этот человек принадлежит нам, потому как он был нерадивый монах, а с монаха спрос больше, чем с мирянина. И ангел, не зная, что противопоставить этому, указывает на кровь его и говорит: вот кровь, пролитая за Христа. Парадокс, как такое может быть? Бытовая травма, а кровь пролита за Христа? Так вот, важен момент самого ухода из жизни, состояние души человека в эту минуту. Он мог бы роптать на Бога с претензиями, как это нередко бывает в нашей жизни: Господи, всю жизнь я тебе трудился, а Ты со мной вот так обошелся, вот я один тут в пустыне умираю, а был бы я в городе, мне кто-нибудь бы помог, я всю жизнь надеялся на Тебя, и Ты меня предаешь такой кончине. Но вместо этого ропота может быть глубокое осознание своей греховности, осознание того, что другой смерти и не должно было быть.
Так в Церкви устроено, что людьми, которые приводят нас к Богу, являются пастыри, т.е. священнослужители. У них есть, безусловно, свои недостатки, но живое общение между пастырем и пасомым очень эффективно. К сожалению, в последние времена многие начинают ходить за виртуальными пастырями в интернете. Конечно, там священники говорят прекрасные слова, и нужно к ним прислушиваться. Но скоро дело может дойти до того, что мы начнём в интернете исповедоваться. Слушать – слушайте, внимать – внимайте, но пастырское руководство не может быть виртуальным, живое общение между священником и вами ничто не сможет заменить. Конечно, сейчас нет института духовничества, нет священников такой высокой духовной жизни, но, тем не менее, Господь до сих пор управляет через священников всей Церковью, находясь во главе Ее.
Возвращаясь к теме крестоношения, хотелось бы, чтобы крестики, которые мы носим, ни в коем случае не были бы лишь украшением, а были на самом деле образами тех крестов, которые мы по жизни несем. Каждому свой, нет одинаковых крестов, все они разные. Но нужно помнить простую вещь: все они должны быть донесены. Помните заповедь: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Аминь».