Мы часто употребляем эту короткую фразу: «Не суетись!», подразумевая делание одновременно нескольких дел, не доведенных до конца; работу впустую; мельтешение или создание видимости работы.
У В.И.Даля, человека глубоко православного, прочитал: «Суета — тщета, пустота или ничтожность, безполезность помыслов, стремлений и дел людских; все мирское, земное, временное, скудельное, ничтожное, сравнительно с вечным, загробным; все вздорное или противное вечному благу нашему в обычаях наших и в роде жизни».
И все равно мне требовалось разъяснение. Ясно, что суета — грех, а как от нее избавиться? Помог случай: читая в приложении «Православная жизнь» №6 за июнь 2003 года к журналу РПЦЗ «Православная Русь» статьи С.Большакова о делателях Иисусовой молитвы, я нашел эпизод, которым непременно хочу поделиться с вами, читатель.
В 1951 году писатель спросил иеромонаха Дорофея в Коневце:
— Как достичь мира духовного?
— Нужно угомониться, — улыбаясь, ответил тот.
— Что значит угомониться?
— А вот что. Когда я был послушником на Валааме, старец мой сказал мне: «Дмитрий, больно у тебя нрав веселый и подвижный. А не угомонишься, не достигнешь чистой молитвы, ни к чему тебе будет и монашество». Вот я и спросил его, как вы теперь меня: «Что значит угомониться?» Старец ответил: «Это очень просто. Сейчас вот лето, а ты, поди, ждешь осени, когда работы на полях будет меньше?» — «Верно, батюшка»… — Ну, а осень придет, будешь ждать зимы, первопутка, Святок, а они придут, будешь ждать весны, а там Пасху?» — «Правда, отче». — «Вот ты сейчас послушник, а, поди, ждешь того времени, когда будешь рясофором?» — «Да, жду». — «Ну, а там, поди, и мантии будешь ждать, а там иеромонашества. Вот это значит, что ты не угомонился. А вот когда тебе будет все едино, весна или осень, лето или зима, Святки или Пасха, послушник ты или схимник, а будешь жить сегодняшним днем, не будешь помышлять и ждать, а всецело предашь себя воле Божией, вот ты и угомонишься…»
Надеюсь, и вам теперь стало понятно, как избавиться от суеты — угомониться надо. Последуем же совету…
Александр Раков