Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за каждую из своих ошибок в отдельности, а не платит за всё вместе впоследствии. К примеру, монахиня моет стёкла и ей приходит гордый помысл о том, что она моет их лучше, чем другая сестра. Тут же она на что-то отвлекается — неудачное движение — и стекло лопается. А в других случаях духовные законы действуют не сразу.
Если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек — ребёнок, удалившийся от своего Отца — Бога, что он не живёт в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью и с ними ничего не происходит Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени — до бесовской гордыни, до сатанинского превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идёт речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: «Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прелъщаеми» [2 Тим. 3, 13].
Вступают в действие духовные законы. Бог забирает от кого-то Свою Благодать и человек портит эту вещь, произведение искусства или тому подобное. Это происходит для того, чтобы пришел в чувство и разумение тот, кто возгордился творением собственных рук.
Поэтому, насколько возможно, живите смиренно.
Думайте о том, что у нас нет ничего своего.
Всё, что у нас есть, дано нам Богом.
Всё, что у нас — Божие. Наши — только грехи.
Если мы не будем смиряться, то духовные законы будут вступать в действие по отношению к нам постоянно, до тех пор, пока не сокрушится наш эгоизм. И пусть — пусть Бог устраивает всё так и смиряет нас до тех пор, пока нас не застанет смерть.
Прп. Паисий Святогорец