Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Первый Вселенский Собор был созван в 325 году, когда только-только Церковь оправилась от страшных гонений. Вроде, можно было бы облегченно вздохнуть, потому что уже никто не гонит Святую Церковь, уже подписан знаменитый Миланский эдикт Константином Великим о веротерпимости. Но врагу рода человеческого неймется. Он понял, что Церковь нельзя уничтожить физически, более того, это физическое уничтожение только приумножало и укрепляло Ее. Как было и в страшные годы репрессий, когда Церковь не исчезла, а только укрепилась кровью мучеников. И враг рода человеческого находит другой путь: он начинает разлагать Ее изнутри, начинает вкладывать в высочайший умы нотки сомнения, и они, в попытке разобраться, идут не той дорогой. Не думайте, что Арий был безумен, он получил высочайшее образование пресвитера Церкви Александрийской. Он, рассуждая о том, кто же есть Христос на самом деле, и не понимая этого до конца (потому что эти вещи нужно воспринимать верой, а не разумом), делает вывод о том, что Христос — какое-то высшее Творение. Это вроде не Бог, и не человек, и не ангел, но что-то специально созданное Богом для того, чтобы воплотить в этот мир. Эта теория стала развиваться и в итоге вылилась в целое арианское течение. И вот, на Соборе 325 года были собраны предстоятели всех церквей, среди них были и два удивительных епископа — Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Вы прекрасно знаете, какие чудеса совершил там святитель Спиридон и что сделал Николай Чудотворец, не выдержавший высказываний Ария. Насколько люди того времени ощущали и болезненно чувствовали, когда в Церкви происходило что-то не то! Они веровали и знали, что Христос есть Бог, и эта вера не требовала доказательств. Вера вообще не требует доказательств. Если ты ищешь доказательств своей веры, то ты сродни апостолу Фоме. Господь ему сказал: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Этот дух сомнения говорит о том, что в душе не до конца всё правильно устроено.
Так вот, рассуждая о том, кто же такой Христос, вся полнота Церкви сказала, что он есть Богочеловек, Единосущный Отцу. Это первая часть Символа Веры, который мы читаем. Никейская первая часть до слов «И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго» была сформулирована тогда, на Соборе 325 года в Никее, именно тогда было чётко и ясно указано, Кто есть Христос. Если мы во Иисусе Христе не видим Божества, если Он всего лишь высшее Творение — всё напрасно, мы не спасены, наша поврежденная природа так и остается неизменно повреждённой. Рассуждая о Боговоплощении, Афанасий Александрийский сказал: «Бог стал Человеком, чтобы мы стали богами по благодати». Получается поступательное движение: Он идёт нам навстречу, а мы к Нему. Так вот, Иисус Христос — это Богочеловек, это Бог, принявший на Себя плоть человеческую, изменивший её в Себе.
И мы, христиане, должны утверждаться в своей вере и знать её досконально. Просто ходить в храм и молиться недостаточно (хотя это прекрасно и хорошо), знания сейчас необходимы, как никогда, потому что враг рода человеческого нашёл лазейку, сегодня он действует через умы. Но мы должны стоять на своём, при случае суметь отстоять веру и объяснить то, что будет необходимо. Помогай нам в этом Господь, Матерь Божья и этот сонм святых святителей, который тогда так стойко и ярко укрепил основы нашей веры. Аминь».