⚠13 февраля — 19 февраля — седмица сплошная (поста в среду и пятницу нет).
🌿🕊Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Молитва благодарственная — полезное дело, и мы должны Бога благодарить! В сегодняшним Евангелие фарисей произносил своеобразную благодарственную молитву. Он молился, благодарил Бога за то, что не как прочие человеце.
Он подошел к Богу с претензиями на то, что это молитва да будет услышана. Во чтобы то ни стало. Сколько ж добрых дел-то делал. Никто не умаляет его заслуг, абсолютно никто. На самом деле фарисей исполнял добродетели. Он действительно, и постился, и десятину давал, не воровал, не крал и он это видел в себе, безусловно. Но это молитва та не услышана! Потому что он исполнял то, что должен был делать!
Как нередко, мы с вами Богу, знаете, претензии предъявляем «Господи, я же это, это и делаю, а почему же со мной всё не так?!».
Да всё что мы делаем, Господь даже заповеди дает нам. Он дает нам заповеди не для того, чтобы просто их исполняли, и приобретали для себя заслуженные воздаяния. Всё что Господь заповедал в заповедях своих — это нам необходимо!
Быть добрым и хорошим человеком — это нам надо! Мы должны меняться! Мы должны свою жизнь менять, а не выставлять себе в заслуги! Всё что мы делаем — мы делаем для своей же пользы. Потому, что если мы этого делать не будем, то нам же, простите за грубое, слово и «прилетит».
Прилетят проблемы благодаря тому, что я, допустим, гневлив! Потом, «А, что сердце-то болит?!». Ну, потому, что ты не мог удержать свой гнев! Ты раздражался, гневался, наружу выплёскивал! Измотал своё сердце!!! Кто в этом виноват?! Только ты сам!!! Тебе Господь говорил?! Говорил! О смирении, о терпении, о безгневии. «Да не зайдет солнце во гневе вашем!». То есть на сколько должно недолго в себе гнев хранить, держать, нужно освобождаться побыстрее, чтобы не навредить ни окружающим, ни тебе самому.
Всё что мы в этой жизни делаем доброе — это нам необходимо, но не Богу! Бог то, от нас ничего не требует того, чтобы не было бы нам полезно!!!
Потому что Ему ничего не надо! Он — полнота полнот. Он всё в себе! Ему ни одна жертва не нужна!!! Он ждёт только покаяния грешников, кающихся! Мытариево покаяния.
Мытарь то, что ж, думаете, совсем он негодяй был?! Негодяй, подлый такой, что ничего не мог сказать о себе?!
И у него были добродетели, но не выпячивал их!!! Он видел не добродетели свои, а видел грехи свои. Поэтому и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному!».
Подвижники Церкви Христовой, во множестве случаев своих, оплакивали свои добродетели! Оплакивали добродетели, представьте себе?! А почему?! Да потому, что они были заражены тщеславием. В чистом виде, ну никак, не получалось! Где-то чего-то против, как Иоанн Лествичник рассуждает, когда о тщеславии говорит: «это такой краеугольный камень — ты его как не поверни всё равно на грань наткнешься».
Вот это тщеславие поражает все наши добрые дела! Я про гордыню вообще молчу. Фаресей тоже из-за гордости своею к Богу то пришел с такими похвальбой самого себя: я никак прочий человек; благодарил Бога за это. Даже понимал, что то, что он имеет, вроде бы как, не только в его силах! Он не просто заносился тем, что он такой, а он Бога за это благодарил что он такой. Куда уж нам даже до фарисеев, простите уж меня!
Сами себя знаем, какие мы «хорошие». Если кто-то считает себя смиренным. Ну, простая, элементарная проверка: пока никто не укорит, пока кто-нибудь чего-нибудь не сделает! Пока не затронет кто-нибудь наше смирение! Не дай Бог! Куда же оно девается сразу, да!?! Ходил, ходил мытарем, Бога благодарил, что «я никак как фарисей».
Вот так вот и живём христиане, конечно хотел, чтобы мы в своей жизни старались хоть что-то менять. Помните простую вещь всё что мы делаем для спасения своей души — это мы делаем для себя! Для спасения своей собственной души – молитва, добрые дела. Это естественное наше состояние, которое должно быть!
Может ли больной человек хвалиться тем, что его исцелили?! Тут только благодарить нужно врача. Так ведь получается?! А тут получается, вроде как выздоравливаю и чувствую когда, что проходит — как вот видите какой хороший, от этого освободился! Как-будто собственными силами ты смог это преодолеть!!!!
Ничего мы не можем без Бога делать! Ничего! Абсолютно!! Мы только думаем так.
Ещё раз говорю, как только начинаем мы приподниматься немножко вверх, так сразу и падаем. Дай Бог, чтобы это происходило! Я своим подопечным говорю, нередко, когда они попадают в места лишения свободы: «Бога благодари, за то что попал сюда! Хуже было бы, если бы не попался сюда. Если ты к этому привык. Привык вот так жить!».
Нельзя прожить жизнь чтобы проскочить и не попасться. Вот это состояние человека ни к чему хорошему не приведёт. Ты обязательно попадешься и Господь тебя смирит или попадёшь в места не столь отдалённые, как говорится.
Вот, мы вспоминаем сегодня о мытаре и фарисеи, понимаете, неслучайно. Это подготовительная седмица к Великому посту. К тому времени когда нужно переосмыслить свою прожитую жизнь.
Какое-то время, которое прошло, допустим, хотя от прошлого поста прийти с этим своим бременем, поразмыслить. Что-то, наконец-то, начать в себе менять!
То есть будет впереди Святая Четыредесятница. Будет впереди время особое, время, когда мы все предстаем перед судьёй так, аллегорично если говорить, — время, когда нам нужно себя осудить, рассмотрев свою жизнь, понять, а чего мы на самом деле достойны. Если внимательно подойди к этому вопросу, то конечно, ничего хорошего для своей души мы не увидим и, дай Бог, чтобы это так было! Чтобы нам осталось только как мытарь, сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному», и ничего с собой сделать больше не сможем.
Будем, дорогие братья и сёстры, помнить два этих ярких примера.
Примера добродетельной жизни, но пронизанной гордыней и тщеславием.
И примером той жизни, когда добродетели-то были, но он их не замечал. Он видел просто то, что в нём погано, видел то, что в нем, действительно мешает его жизни. Видел болезни свои!
Поэтому, дай Бог нам, не думать о том, что мы не больны. А видеть, на самом деле, болезни души своей и исправляться, и вместе с мытарём произнести своё время: «Боже, милостив мне буди, грешному.». Аминь.»