Сегодня, 21 января 2018 г., за Божественной Литургией читалось зачало о Закхее (Лк. 19: 1-10). И в связи с этим в своей воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Сегодня мы читали о том, как Господь вошел в Иерихон. Но это был не тот Иерихон, который мы видели в Ветхом Завете до того, как он был взят Иисусом Навином по Божьему повелению. Тот Иерихон был разрушен. Вы все, наверняка, помните это событие: знаменитые иерихонские трубы, которые возгласили, и стены рухнули, и город был предан заклятию. Спасена была всего лишь одна женщина – блудница Раав, которая перед тем, как город пал, скрывала у себя соглядатаев от еврейского народа.
И сейчас мы слышим о том, как Господь вошел в Иерихон. И вновь встречаем человека, который не блистал праведностью – начальника мытарей Закхея. Этот человек был презираем всеми. Он предатель, который предал свой еврейский народ – служил римлянам, был сборщиком податей. По иудейским правилам к таким людям нельзя было приближаться ближе, чем на семь метров. Только когда нужно было отдать дань, можно было приблизиться к этому человеку. И вот он, движимый каким-то необъяснимым чувством, слышавший о Христе, но не знающий Кто Он, совершает поступок пацана. Он влезает на масленичное дерево, смоковницу. А масленичное дерево является символом молитвы. Вспомните, как Господь призвал к Себе апостола Нафанаила, который находился в тот день под смоковницей в молитве. Вот на эту смоковницу взбирается мытарь Закхей. Ему было все равно, что о нем скажут люди – поступок на самом деле был безрассудный. Но сделал он это только лишь для того, чтобы созерцать Христа. И вот вдруг он слышит из уст этого Праведника: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Как так, ведь он даже не представлялся Христу? Закхей спустился, встретил в своем доме Христа и дал обещание: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Вот это изменение, преображение души всеми презираемого предателя, который увидел Христа и проникся покаянием.
Отчего же Церковь Христова положила в сегодняшний день это чтение? Церковь постепенно вводит человека в пространство Великого поста, напоминает ему, с чего начинается путь. Путь начинается с желания узнать Христа. У скольких людей в этом мире оно не появляется! Сколько людей в этом мире идут к пропасти! Мир, в котором мы живем, страшен тем, что дана свобода вероисповедания, и никто ей не пользуется в должной степени. Если бы каждый человек возжелал увидеть Христа, Господь бы ему открылся, Господь назвал бы его по имени. У бога нет «вы все», у Бога есть «каждый из нас». Господь ведает каждого.
Желаю всем, братья и сестры, чтобы на нашем путешествии в Великий пост мы начали полагать свои добродетели, осознанно подумали о своей жизни и о своем покаянии, как о процессе, который должен изменить и преобразить наш внутренний мир. Аминь».