Почему в один из воскресных дней Великого поста мы вспоминаем святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского? Пост называют временем воздержания, покаяния и молитвы. А святитель Григорий является одним из совершеннейших учителей молитвы в истории Православной Церкви.
Более того: именно он смог объяснить, каков может и должен быть плод молитвы в его совершенном виде — когда молитва превращается из «благочестивого упражнения» в средство подлинного богообщения; когда в ней совершается преображение, ветхий человек умерщвляется и рождается новый, способный по благодати зреть Свет Божества, пребывать в огне Божественной любви и не быть опаляемым им, подобно купине.
Во время проповеди за Божественной Литургией в нашем храме настоятель протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Возможно ли познание Бога? В 14 веке возник спор на эту тему между архиепископом Фессалоникийским Григорием и монахом Варлаамом, который упрекал монашескую созерцательную практику (совершение умной молитвы). Он выступал против того, что Бог познаваем не по природе Своей, а по тем благодатным нетварным энергиям, которые Он дает этому миру.
Нетварная энергия Божества просияла на Фаворе в день Преображения Господня. Благодаря этой нетварной энергии человек способен познавать Бога. Внутри него, в его существе присутствует вера в Бога, врожденное чувство религиозности. Другой вопрос, как он исказил ту единую веру, которая была на заре человечества. Это произошло потому, что человечество стало все более и более погружаться в материальное, отходить от истинного богопочитания, начало обожествлять стихии природы, доходя до примитивизма.
Так вот, практика умного делания, исихазма, предполагала, что Бога можно созерцать внутренними духовными очами. Конечно, мы с вами далеки от той практики, мы не сможем на данном этапе своего духовного развития постигнуть то, что происходит с человеком, который занимается умной молитвой. Так, Серафим Саровский показал, что значит быть в Духе. Когда Мотовилов интересовался у батюшки, что значит стяжать Духа Святого, в этот момент Серафим Саровский просиял так, что ученик просто не мог на него смотреть, лицо его сияло ярче солнца.
Эта традиция исихазма, сияния нетварной энергии Божества, стала отображаться и на православных иконах: в складках одежды, в лице мы можем заметить проблески Света, исходящего от человека.
Также с нетварными энергиями Божества мы соединяемся и в Причастии Тела и Крови Христа».