Нам важно лишний раз вспомнить о том, что все мы рождены женщиной, и миром правит рука, качающая колыбель. Все эти разные «эйнштейны», «гагарины», «наполеоны», — все они были сопливые и маленькие. Зовущие маму в случае опасности. На руках женских носимые. Женским теплом согретые. И, конечно, надо чтить женскую долю. Хотя бы даже и потому, что она тяжелая. Женщине живётся тяжело. И женщине, в принципе, живётся тяжелее, чем мужчине.
Как говорит Соломон: «Миловидность – обманчива, красота – суетна, но женщина, боящаяся Бога, достойна похвалы». Красота уйдёт. Любая красота, рано или поздно, как увядший цветок, склонит свою голову и заставит нас опечалиться и заплакать над своей бывшей красотой. Красота – «вот оно было и нет его». А вот женщина, боящаяся Бога, достойна похвалы. Мы в лице вас видим всех женщин мира сейчас. И я, пытаясь сказать вам добрые слова, хочу, чтобы они достигли до всех женщин вообще. До всех женщин вообще. Сколько нужно освятить воды, чтобы вода в реке стала святой? Достаточно чашки, ведёрка. Достаточно черпака одного. Считайте, что вы – и есть тот самый черпачок, то вёдрышко, которое мы, освятивши, выливаем его обратно в реку. И вся река становится святой.
Девочки, девушки, жёны, женщины, бабушки, сестры, племянницы, крестницы, внучки. Вот, во всех этих состояниях своих, женщина требует чего-то своего. Она должна быть, безусловно, работящая, весёлая, здоровая. Неунывающая, милосердная. Помните, как выбирал Авраам своему сыну невесту. Там, где они жили, в Хоране, в междуречье, между Тигром и Евфратом, там женщины были отвратительные. И Сарра говорила Аврааму, страшно подумать, чтобы мой сын женился на одной из этих женщин. И они послали своего раба, слугу своего Авемилеха, в далёкие-далёкие края. Туда, собственно, откуда они вышли. Они уже жили к тому времени в Палестине сами. И там он наблюдал. «Кого же взять в невесты сыну моего господина?» И вот видит, девушки бегут на водопой. Ведут всякую скотину, всякую живность – напоить. И он заметил одну такую, самую из них миловидную. Самую бойкую, весёлую такую. И сам себе думает: «Не это ли будет невеста сыну моего господина Исаака?» И он подошёл к ним. А девушка эта говорит ему первая: «Что ты здесь стоишь, добрый человек? Иди сюда ближе. Я сейчас начерпаю». А это ж надо было из колодца доставать воду руками. Наливать в поильницу. Это ж такой непростой физический труд. Она говорит: «Давай, я напою твоих верблюдов и тебе начерпаю. А потом мы сами и свою скотину напоим». И она понравилась ему этим своим желанием угодить, помочь незнакомому человеку.
Посему есть такая пословица: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». Или другая: «Красна изба не углами, а пирогами». Что ты умеешь? Что ты можешь?
Где-то примерно такие вот критерии должны быть приложены и к современным девушкам тоже. Чтобы они не только ногти красили и в солярии загорали. Чтобы они были работящие. Чтобы они не боялись работы домашней. Чтобы они любили её и хотели её, этой домашней работы. Про плохую женщину сказано, что «ноги её дома не живут». Ей дома скучно. Она хочет вырваться куда-то и бегать между подружками. На перекуры, на кофе, там… Тусоваться. А нормальная женщина дома – как рыба в воде. За пределами дома она задыхается. Ей хочется домой, быстрей, быстрей. Что-нибудь сварить, зашить, заштопать, вышить. Что-нибудь такое придумать, сварганить. Чтобы всем было дома хорошо. Ноги женщины должны жить в доме, под крышей. А не за пределами дома, не на улице. И не на дискотеке. Ну, и ещё много всего можно сказать про эту бедную женщину. Повторяю, что доля женская – тяжёлая.
Мы – христиане с вами. Мы знаем, что через женское естество пришёл в мир Господь Иисус Христос. Мы говорим о Божией Матери, что Она – лестница. «Радуйся, Благодатная, Ты еси небесная лествица».То есть, через Тебя к нам Всевышний, как бы, как по лесенке спустился, сошёл. Сошёл к нам с Небес на землю Господь через Твоё чистое чрево. То есть, мы смотрим на женщину как на сосуд благодати.
Не как на сосуд греха и скверны, а как на сосуд благодати и радости для всего мира. Потому что у нас есть Божия Мать.
Прот. Андрей Ткачев