Русский народ почитал святого Серафима ещё при его земной жизни. После его кончины в 1833 году ситуация не изменилась. Православные верующие посещали его могилу, искренне молились об упокоении души старца и просили его молитвенного заступничества перед Божьим престолом.
По традиции, вопрос канонизации преподобного подняли примерно через 50 лет после смерти, когда эмоции христиан утихли и можно было сформировать взвешенное мнение касательно прославления.
Подготовка к канонизации
Специальная комиссия Святейшего Синода провела расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам прп. Серафима Саровского. Её представители изучили чудеса, явленные в 28 епархиях европейской части России и Сибири. Окончательные результаты расследования подготовили в 1895 году.
В 1903 году перед праздником Успения Божия Матери могилу чудотворца вскрыли, где обнаружили целый дубовой гроб. Мощи старца освидетельствовали и затем Синод подготовил решение о канонизации старца.
В итоге 1 августа 1903 года, в день рождения преподобного, его мощи открыли и поместили в раку. Тогда же святого канонизировали. На торжествах присутствовал император Николай II с семьей, а также около 50 тысяч паломников.
Что произошло дальше с мощами прп. Серафима?
С приходом ко власти большевиков в 1920-х годах мощи подвижника изъяли, и их местонахождение было неизвестно до 1991 года. Тогда их обнаружили в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Оттуда их передали в Свято‑Троицкий Серафимо‑Дивеевский монастырь, что в Дивеево, где они находятся и поныне.