Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«В первую неделю Великого поста Церковь празднует особый праздник, он называется Торжество Православия. В чём же было выражено это торжество? Ведь мы понимаем, что торжествует победитель. И что это за война была такая, в которой православная Церковь одержала свою победу? А война эта длилась не один год, а столетия, начиная с первых дней пришествия Господа на землю. Человечество не всё приняло Христа, кто-то всем сердцем и всей душой принял Его, а кто-то восстал против Его учения. В первые времена гонения были явными, христиане шли на страдания и мучения, их бросали на растерзание львам в цирках, это было развлечением народа в Риме. Но после того как Константин Великий подписал знаменитый эдикт, давший возможность христианам открыто исповедовать свою веру, начали как паразиты расти ереси. Церковь стала уничтожаться изнутри. Основная масса первых ересей была направлена против богочеловечества Христа. Ересиархи и их подвижники никак не могли понять, что Бог стал человеком. И последняя ересь, так называемая иконоборческая, благодаря которой мы имеем этот праздник Торжества Православия, произошла в VIII веке и была направлена на невозможность изображения Бога. Но православная Церковь чётко и ясно ответила, что изображение Бога невозможно, но возможно изображение Христа. Божественное на иконах не изображается, изображается человеческое, то, что было зримо и осязаемо. Поэтому на иконах возможно телесное изображение Иисуса Христа, а Божественное вписано в нимб, что означает Сущий. Иконоборческая ересь была повержена, Церковь определила почитать святые иконы и изображения и до сих пор это свято исполняет.
Что интересно, в сегодняшнем Евангельском чтении нет отзвука этого события, оно не привязано к этому празднику. В нем говорится о встрече Христа и Нафанаила. Апостол Филипп, которого призвал Христос Себе в ученики, пошел к Нафанаилу, сидевшему в это время под смоковницей, и сказал ему: я встретил Того, о Котором говорят Писание и пророки, Иисуса из Назарета, Он есть Мессия. На что получил ответ Нафанаила, который знал Писание, который был ученым, иудеем не только по происхождению, но и по глубине своей веры: из Назарета может ли быть что доброе? Когда они пришли ко Христу, Иисус сказал ему: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаила это удивило, он спросил: откуда ты знаешь меня? И Господь произнес слова, которые пронзили сознание будущего апостола: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Христа под смоковницей не было, и Он не был недалеко, чтобы мог наблюдать эту встречу, Он был на приличном расстоянии и не мог знать, что Филипп призвал Нафанаила под смоковницей. И Нафанаил произносит эти слова: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Он уверовал, что Иисус действительно Мессия, пришедший в мир Господь.
Вот это знание Христа о каждом человеке должно нас воодушевлять. Мы придумываем себе какие-то системы жизненных ценностей, жизненные установки, придумаем как жить, забывая о том, что Господь с нами рядом всегда, невзирая на то, как мы живём, каким путём мы идем, всё равно Христос всегда будет рядом. Господь все ведает и все знает. Мы об этом забываем порой, в отчаянии человек иногда взывает как Христос на кресте: Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже мой! Боже мой! Почему ты меня оставил? В состоянии отчаяния и уныния, доведенные до какой-то предельной точки, мы тоже иногда говорим: Господи, где ты? Почему ты меня оставил? Нет, ни в коем случае Господь нас не оставляет. Особенно во время поста Господь как никогда близ нас, Он помогает нам преодолевать это поприще. Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам о том, что Господь знает каждого из нас.
Как тяжело жить нехристианским семьям! Им невыносимо трудно переносить любые испытания. И какие силы приобретает христианин в скорбях, когда он понимает, что они не бессмысленны. Вообще в нашем мире бессмыслица не существует, кроме поступков человеческих. Лишь они порой бывают бессмысленны. Но когда с нами происходит в жизни то, к чему мы сами не идём, когда независимо от нас какие-то обстоятельства складываются, в этом обязательно есть какой-то смысл. Смысл не сиюминутный, не этой жизни нашей, а смысл, заложенный в вечность».