Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
«Вторая неделя Великого поста посвящена удивительному святителю Григорию Паламе, архиепископу Фессалоникийскому, который посвятил свою жизнь глубокой сосредоточенной молитве и развил знаменитое учение исихазма. «Исихия» с греческого переводится как тишина, спокойствие. Его учение произошло не от измышлений и философствования, а от глубокой практики, практики монахов, которые совершали сосредоточенную молитву и действительно прочувствовали благодать Божию, осиявшую их изнутри.
Здесь встает вопрос о сиянии Фаворского света. Господь на Фаворе просиял каким светом: тварным или нетварым? Если этот свет был тварным, то это всего лишь какой-то просто ненужный блеск. Так что же это на самом деле был за свет? А это была всепроникающая благодать Божия. Человеку свойственна религиозность. Откуда это чувство, что это такое? А это есть то, чем Бог познаваем. Бога по существу до конца постичь невозможно, Его можно познавать только в Его божественных энергиях. Каждый из нас в жизни сталкивался с этим, глядя в глаза другому человеку, который исполнен добра, и в них, может быть, этот свет когда-то видел. Есть, конечно, и обратное, когда мы смотрим в глаза человеку, исполненному зла, в них бывает страшно и тяжело смотреть. Ведь глаза есть зеркало души. И даже существуют такие понятия, как «тяжёлый взгляд» и «глаза, излучающие добро». А всё это начинается с чистоты сердечной: «Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Никакие другие заповеди блаженства не означают богосозерцания, кроме как через чистоту сердечную. И Бога узрят не в том смысле, что эти люди настолько очистили свое сердце, что Господь к ним явно придет. Нет, такой человек начинает замечать образ Бога в другом человеке. Он видит в нём страсти, не свойственные человеку, как совсем отдельное от него. Грехи этого человека — это лишь грехи, а образ Божий — это образ Божий. А сердце, которое исполнено страстей и пороков, в каждом видит недостатки. Оно смешивает человека с этим недостатками полностью, для него человек и его грехи становятся равны абсолютно. И вместо того, чтобы за собой смотреть, он смотрит уже за соседом, как тот живет, вместо того, чтобы заглядывать в свою тарелку, он смотрит в чужую. Вот это порочная и испорченная душа, в которой нет чистоты, такой человек Бога нигде не увидит, потому что у него в жизни будет всё плохо, всё не так, постоянно кто-то где-то будет виноват в его состоянии. И он никак не поймет простую вещь, что стоит внутрь себя заглянуть, увидеть, что там творится, может, там клокочет ад.
Говоря об исихазме, невозможно пройти мимо иконографии, которая стала развиваться после 14 века. На иконах святых в складках одежды стали появляться всполохи света. Ведь свет божественный это не то, что приходит извне. Раньше даже строили древние храмы не с большими окнами, чтобы свет не попадал вовнутрь, а вырывался из храма вовне. Любой храм есть икона человеческой души, и божественный свет должен выходить изнутри человека, там благодать Божия должна воссиять, там Господь уготовал для Себя Престол, в сердце человеческом.
Проблема исихазма заставляет человека призадуматься о том, как он живет. Живет ли он формально и лишь кажется христианином или по сути своей является таковым. И не имеет значения, в какой социальной прослойке ты находишься, какие имеешь средства к существованию, беден ты или богат, но ты можешь быть христианином по существу. В этом нелёгком деле Григорий Палама может нам помочь, если будем к нему обращаться, потому что он прошел этот путь, он смог стяжать эту удивительную благодать Духа Святого, которая воссияла светом Фаворским. И те святые подвижники, которые шли этим путём, основали молитвенную составляющую нашей Церкви, самую главную, своей духовной жизнью создали Ее. Ведь без молитвы и без духовного делания невозможно устоять Церкви. Аминь».