Однажды, по окончании беседы с богатым юношею, который, после слов Господа: аще хочеши совершен быти, иди продаждь имение твое, и даждь нищим (Мф. 19, 21), отошел от Него с печалью, Спаситель сказал Своим ученикам: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царствие небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в царство Божие (Мф. 19, 23, 84). Что это значит? Ужели то, что для богатых почти невозможен вход в Царство Небесное? Нет. Св. Златоуст, объясняя вышеприведенную речь Господа, говорит, что «Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему» (Толк. Еп, Мих. на Ев. от Мф. стр. 354). Стало быть, Господь в упомянутых словах указывает не на невозможность для богатых спастись, а только на опасность богатства в деле спасения для пристрастившихся к богатству. При правильном же и благоразумном употреблении богатства и богатый может спастись, подобно богатым Аврааму, Иову, Давиду и другим бесчисленным богатым, блаженствующим ныне в обителях Отца Небесного. В чем же состоит правильное и благоразумное употребление своего богатства, и как вообще нужно богатым вести себя, чтобы спастись?
На эти вопросы находим ответ у св. Златоуста; он учит богатых так:
«Насытился ли ты пищею – вспомни голодного. Утолил ли жажду – вспомни жаждущего. Согрелся ли – согрей трясущегося зимою. В доме ли высоком и богато украшенном живешь – введи скитающегося в оный. Возвеселился ли ты на пиру – возвесели скорбящего и сетующего. Воздали ли тебе честь, как богатому, – посети и ты убогих. Вышел ли ты радостным от князя твоего – сделай веселыми и всех слуг в доме твоем. Немалое есть дело в очах Божиих и то, когда кто и слуг своих беспечальными делает. И если ты милостив и снисходителен будешь к ним, то и сам, при исходе души твоей от тела, милость получишь. И пусть будет дом твой пристанищем служителям Божьим и священникам, и всякому церковному чину: введи таковых в дом твой и воздай им честь; поставь им трапезу и сам с семейными послужи им. Пусть знают тебя, и пусть молитва их за тебя в церкви вознесется, и пусть свеча твоя там горит, и просфора принесена будет. Призри монашествующих, и им предложи иноческую пищу, и послужи им с твоими семейными со смирением. Проводи их с честью и пожертвуй что-либо на нужды монашеские. Если за все это они оставят тебе одно свое благословение, то и это будет для тебя бесценным сокровищем: ибо много может молитва праведного, говорит слово Божие. Не забудь и отшельников, и их снабди нужным для них, и их молитв испроси себе, и приложи к сердцу слова их, и их благословение прими. Клеветы же на иноков и ни на кого из духовного чина не принимай. Согрешающего не суди, помня слова Господа: не осуждайте, да не осуждены будете. Не стыдись первый поклониться встретившимся с тобою. И если так будешь жить, то не только не будут тебе препятствовать ко спасению власть и богатство, но будут для тебя вождями к Царству Небесному, как добрые друзья».
Итак, и для богатых не затворен вход в Царство Небесное, если только дары благодати Божией, заключающиеся хотя бы во временных благах, они употребляют во славу Божью, на пользу ближних и во спасение своей души. И богатые спасутся, если, сохраняя истинное благочестие, будут помогать всякому, кому чем могут и сколько могут: накормят голодного, напоят жаждущего, помогут неимущему в одежде, найдут своею помощью заключенного или находящегося в болезни – и над мертвецом, по слову преподобного, – не возбранят благодати (Сир. 7, 36). Если будут вообще делать благотворения, по мере сил своих, во славу Божию, тогда и они из собственного опыта познают истину слов, что блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20, 35). Аминь.
Слово св. Иоанна Златоустаго, яко подобает милость творити прежде домашних своих