Надо много трудиться над своим нравом, чтобы стать способным совершенно довериться Богу и благодарно принять Его волю в тяжелых обстоятельствах. Тогда даже в бедах и разочарованиях познается забота Христа о нашем спасении. Ведь все, что происходит с нами, допускается Господом по любви к нам.
В трагических ситуациях надо постараться по-иному ставить вопрос: не «за что?», а «для чего?», «с какой благой целью?» — даже если по человеческим меркам это выглядит несправедливо. Ибо мы не знаем, к чему это приведет в будущей нашей жизни здесь и в вечности. Это и будет смирением — довериться Богу даже в таких жестких, сложных обстоятельствах.
***
Святые отцы учат различать жизненные ситуации. Одни из них человек способен изменить, и тогда он несет ответственность за свой выбор. Бессмысленно кого-либо обвинять и на кого-либо сетовать в случае неудачи. Другие обстоятельства человеку неподвластны. Он делает все, от него зависящее, чтобы было так, а происходит иначе, потому что Господь судил иначе. Этого рода ситуации надо смиренно принимать, как находящиеся в руках Промысла Божия. Смирение — это готовность признать, что Господь заботится о нас наилучшим образом, что бы ни произошло.
Вспомним, как святого Иосифа предали родные братья. Хотели его убить, но потом «смилостивились» и «всего лишь» продали в рабство в Египет. Все эти обстоятельства не зависели от воли и желания самого Иосифа. Но как далее вести себя на чужбине: опустить ли руки, впасть в депрессию от чудовищного поступка родных людей или молиться, трудиться, исполнять день за днем свою работу — это уже зависело от него самого. И мы знаем потрясающий финал этой библейской истории, когда Иосиф через свое упование на Бога, свои таланты и трудолюбие достиг больших высот при дворе фараона и оказался спасителем всего своего народа, в том числе и братьев.
Во время Литургии святителя Иоанна Златоуста в евхаристической молитве приносится благодарность Богу за все Его благодеяния: не только за те, что люди видят и осознают, но и за те, о которых не знают и которые порой не воспринимаются таковыми. Тем не менее они ведут людей ко спасению. Не все действия Божии бывают понятны нам сразу или открываются в ближайшем промежутке времени. Быть может, мы увидим их через двадцать, тридцать лет, или это произойдет только в вечности.
Митрополит Калужский и Боровский Климент