Если человек назвал себя христианином, значит, он должен делать всё по-христиански. А что такое жить по-христиански? Один великий подвижник нашего времени говорит, что это невозможно, что по-христиански в этом временном мире можно только умирать. Поэтому жизнь этого мира, наша внешняя жизнь, и новая жизнь, к которой мы с вами все-таки уже причастны через Христа, через Его любовь, — идут в совершенно разных направлениях. Если мир говорит — бери, то Господь говорит — отдавай. Если мир говорит — береги, то Господь говорит — не жалей.
Мы все чувственные люди. И нам нужен чувственный человек. Вот, например, сидит сестра и парень, молодой. И у нее глазки блестят, она с ним о чем-то говорит. А сидел бы старик, разве она так говорила бы с ним? И это, мы понимаем, естественно. Но нам нужно перешагнуть через этот чувственный барьер и стать духовными людьми. Как это сделать, я не знаю. Но это наша цель, если мы пришли к Богу.
Если мы пришли к храму и просим пару копеек к зарплате, или каких-то пару квадратных метров жилплощади, или пару лет жизни чтобы продлил Господь — слабо, мало. Великого Бога проси о великом. Вон монахини решили стать свободными от всех чувств. Не получается. Но получится, если они будут до конца хотеть этого. Может быть, на смертном одре. И нам тоже нужно правильно понимать, что мы хотим. Хочешь копаться в земле? Копайся. Но что ты выкопаешь, кроме могилы себе? Ничего не найдешь, кладов нет, кости только. Земля — это кладбище, братская могила. И поэтому мы с вами просим, чтобы Господь дал нам дерзновение говорить о внутренней свободе, о красоте, о свете, который и во тьме светит. Этому мы можем учиться только у Христа. Больше не у кого. Ни один человек, какой бы он ни был славный, прекрасный, умный, не может быть эталоном, ибо всяк человек ложь (Пс. 115: 2). А вот в Господе мы можем говорить: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения приму и имя Господне призову (Пс. 115: 3, 4).
Так что не отдавайте свое сердце, не отдавайте свой ум без боя. Боритесь за внутреннюю свободу, боритесь за красоту во Христе. И даже если вы упали, вас растоптал грех — не сдавайтесь. Бог и намерения, и чувства, и желания наши принимает. Главное, что у нас есть цель, и другого нам, других путей в этой жизни уже не надо. Мы же понимаем, что все эти дорожки — широкие, мощеные — быстро приводят в тупик. За Христом узкий путь, но мы знаем, что он ведет каждого из нас в Царство Небесное. А Царство Небесное начинается в нашем сердце, когда мы примиряемся, когда мы действительно принимаем волю Божию и несем свой крест до конца.
Протоиерей Андрей Лемешонок