🕊Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:«Какое состояние человека, которого за то, что он не смог жить в доме, более того не просто человека, а сына, скажем так, детей, которые не смогли жить в доме, которые были изгнаны?! Изгнаны за то, что они поступили крайне неправильно, нарушили Отцовскую заповедь. Именно до такой степени, что их душевное состояние, да и вообще нахождение в этом доме, будет для них самих все хуже, потому, что та любовь, которую имеет Отец к детям, не смогут они понести.
Вы поняли о ком идет речь?!! Изгнание Адама и Евы из рая. Изгнание за то, что нарушили заповеди. Но если этот пост был бы просто проступок, то это, конечно, не имело бы для человека такого значения. Но за этим поступком последовала катастрофа. Мы же помним, как Господь предупреждал Адама и Еву не вкушать от плода, именно этого дерева среди рая: «Ибо в тот день как вкусите смертью умрете.».
Смерть – вот последствие. Вот за это нарушение первой заповеди – заповеди поста, заповеди воздержания. Смерть не подразумевалась только лишь физическая. Физическая смерть как последствие грехопадения она тоже пришла в этот мир.
К сожалению, к страшному сожалению, смерть в этот мир пришла не естественным образом, потому что первым человек, который умер на земле был не Адам и не Ева, а это был Авель. Авель – сын Адама, которого убил его собственный брат.
На этой земле первая смерть была братоубийственная. Наверное, самая страшная смерть, которую можно только придумать. А все потому что лишь, что нужно было Бога слушать! И это не наказание Божие, а естественный ход вещей в человеческой природе – помрачение ума, разрушение иерархии в природе человеческой. Иерархии: Дух, душа и тело. Все разобщено стало у человека и как следствие томление духа наступившее. Знаете, как Симеон Богоприимец. Как человек восторгался от того, что пришел его час умереть. Как он радовался этому часу. Беря на руки Богомладенца Христа произносит слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!». Устал жить! Устал жить, потому что наша земля стала нивою плачевною.
Представьте состояние Адама, оказавшись за порогом Отчего дома. Изгнан!!! Адам сокрушался. Вот эта тоска об утерянном рае сопровождала его всю жизнь.
Понимаете, даже Ева, которая ожидала Спасителя, когда у нее родился первенец называет его Каин, что означает – «данный человек от Бога». Затем за Каином рождается Авель. Авель – «дымка», «туман», то есть призрачное что-то.
Ева поняла, что ни Каин, ни Авель не есть Мессия и теперь не ведано сколько Его ждать.
А что нужно было сделать Адаму и Еве? Ведь, казалось бы, совсем небольшое. Когда Господь спросил, первого, конечно же спросил Адама, потому что Адам – поручитель за всю свою семью. Мужчина в ответе за семью. В полноценном ответе как его семья существует и живет! Адам и Ева была семья; сочетавшиеся браком. Господь первого спрашивает с главы: «Адам где ты?» (первый вопрос был). – «Я услышал Твой голос посреди рая и спрятался от Тебя.».
И вот это, вот этот намек за которым должно было последовать то, что Адам не сделал – когда Бог вопрошает Адама: «Не вкушал ли ты от древа от которого я запретил тебе вкушать?». Бог знает, что вкушал, Он – Всеведущий. Он ждет одного: «Господи, прости. Прости. Да я вкусил!». Но вместо этого обвинение жены его. –Жена, ту которую Ты мне дал, та дала мне. И я ел.». Всё «крайнего нашел». Оправдания нашел.
Нет покаяния = нет прощения. Нет прощения! Как Господь Бог может простить, то чего ты не просишь?! Попросил бы прощения, Господь простил бы. И может быть история по-другому обернулась бы. Мы не ведаем. Но нет в Адаме покаяния.
Конечно, к Еве обращение, как к личности свободной, тоже имело место быть. Понимаете, но Ева уже не смогла поступить не как Адам. Двое стали одной плотью! И поэтому Ева оправдывается словами: «Змей меня искусил и я ела.».
Видя такое состояние людей Господь водворяет их из рая: из обители сладости, из того места где человек чувствовал себя защищенным, как младенец в родительском доме. Там не было этой утомляемости, не было того состояния в котором оказался Адам и мы, как дети Адама, естественно, с этой заразой уже рождаемся, с поражением нашей природы.
Наступило сейчас Прощеное воскресенье не случайно. Мы повинны друг перед другом. Господь в сегодняшнем Евангелие говорил: «Отпускайте друг другу согрешения ваши и, если не будите отпускать согрешения ближним вашим, то Отец ваш Небесный не отпустит согрешения ваши».
Мы читаем каждый раз и по несколько раз в день молитву «Отче наш». Мы Бога то просим об этом, чтобы он прощал нам так, как мы прощаем другим: «И остави нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.». Мы сами об этом просим! Плохо если это только формальные слова; плохо если мы не вкладываем в эти слова ни сердца, ни смысла никакого; произносим их только устами.
Вот наступило время Прощенного воскресенья и все должны понимать, что наступает время Великого поста. Завтра начинается Великий пост.
Поймите правильно, Великий пост, не должен стать великой диетой или великим голоданием, великим дотошным разбором чего можно, а чего нельзя.
Это время воздержания, в том числе, я опять обращаю внимание, не главное, а в том числе, и воздержание в пище.Пища способствует утучнению нашего тела, расслаблению наших духовных сил. Насытившись человек мыслит не о Боге, чаще всего.
Приходит время, когда нужно вспомнить от чего пали наши прародители – от нарушения заповеди поста и «не вкушай» — это должно быть фундаментом, но не целью. Некоторые, к сожалению, ставят это самоцелью. Постясь, вроде бы как телесно, о духовном посте забывают. А душу свою разрушают чем угодно: страстями, пороками, всякими увеселениями. И какой смысл тогда в посте?!
Постарайтесь в этом пост в чем-то измениться к лучшему.
Будем, дорогие братия и сестры, помнить об этом дне. О дне, когда началась история человечества не в том порядке в каком нужно было бы. И мы с вами должны прощать друг другу. Не взирая виновен, не виновен, то есть в каждой мере, особенно здесь, когда мы в одном Храме находимся. Когда ежевоскресно, по крайней мере, встречаемся. Все равно чем-то смутили: словом, делом, да помышлениями, когда о другом подумали не то, что он есть на самом деле, посудив о нем всего лишь по внешнему, не видя в нем его внутреннего мира.
Поэтому время испросить друг у друга прощение, и если мы сможем просить и сможем прощать, то Господь простит и нам всем. Аминь.».