📓Страстная пятница – самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия, был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни.
Каждый человек, действительно живущий жизнью Церкви, знает ужас и бесприютность этого дня. Конечно, мы знаем, что Христос воскреснет, что крестная смерть и воскресение неотделимы в деле спасения человека, что без временного триумфа тьмы не было бы и победы над смертью, что в Своем крестном пути воплотившийся Бог, по словам пророка Исаии, понес наши болезни… изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши… и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4–5). И это было самое ясное проявление бесконечной Божественной любви. Но какой ценой обходится эта любовь! И можно ли без содрогания сердца принять эту жертву?..
Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, Который стал Человеком. Но умирает-то Спаситель наш Христос как человек: не Божеством Своим бессмертным, а Своим живым, подлинно человеческим телом!.. И в эти великие и страшные минуты ученики дважды уснули, оставив Своего Наставника одного перед трагедией смерти, не проявив простого человеческого участия, которое, даже по естественным этическим нормам, необходимо было проявить к каждому, кому предстоит умереть.
Потом, много лет спустя, все апостолы, кроме Иоанна, который закончит свои дни в ссылке, сами примут мученическую смерть за Христа. Но в эту ночь они разбежались. Так исполнилось пророчество Исаии: как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53, 7).
По словам святителя Григория Богослова, Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом; умалился Сам, чтобы возвеличить человека. Однако уже на Кресте Христос явил и Свою Божественную силу. В час Его смерти померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух (Лк. 23, 45–46). Центурион (сотник), присутствовавший на казни, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк. 23, 47–48).
«Солнце увидело невиданное им, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк. 23, 48)».
Тело Иисуса было положено во гробе богатого и праведного человека Иосифа Аримафейского.
✍🏻Иеромонах Димитрий (Самойлов), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.