В этот день в нашем Храме после Божественной Литургии была отслужена Великая вечерня, во время которой верующие совершили коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте.
🕊🌿Во время воскресной проповеди настоятель храма протоиерей Алексий обратился к прихожанам со следующим словом:
Сегодня Церковь Христова празднует свой день рождения. Да, именно так вот, можно назвать этот день. Потому что в этот день явилась полнота полнот. В этот день совершилось дело домостроительства нашего с вами спасения.
В чём оно заключалось? То, что по любви своей Бог Отец благоволил — то совершил в себе Сын Божий и, с момента Пятидесятницы, усваивают верующие Дух Святой. Вот это вот взаимодействие Трех лиц Святой Троицы раскрывает нам целостную и полную любовь.
Некогда один из удивительнейших подвижников благочестия, учёный, священник Павел Флоренский произнёс удивительную мысль, что единица превозмогла двоицу и заключилась в Троице.
Почему мы веруем в Бога Троицу? Потому что один — это какая-то недостаточность, двойственность — это некоторое разногласие, можно сказать, только в троице мы понимать должны единство. Поэтому Бог есть Троица и нам, христианам, открыто это великая тайна Божия, и всякий кто верует в Троицу, тот идёт спасительный путём.
Если ты не веруешь в Троицу святую — Бога в трех ипостасях, не в трёх богах, запомните, а три ипостаси — это некоторые лица Единого Бога, которые различаются между собой какими-то особенностями: Бог Отец не рождается (это всё, что мы можем сказать, более того мы ничего не можем сказать об этих лицах Святой Троицы), но нам открыто, что Бог Отец не рождается и не исходит; Бог Сын предвечно рождается от Отца; Бог Дух Святой также передвечно от Отца исходит.
Вот это сегодняшнее торжество, которое было явлено почти два тысячелетия назад, оно утвердило Церковь Христову.
И не в том, её было утверждение и знамение, что вдруг ученики стали говорить на иных языках, это некоторая необходимость того времени.
Говорение на иных человеческих языках, было необходимо для того, чтобы проповедовать Евангелие, чтобы Церковь Христова быстрее выросла, быстрее распростёрлась по всей вселенной. В то время эта вселенная включала в себя Византийскую Империю, можно сказать так. По Византийской империи, по Римской империи должна была распространится вера христианская в первую очередь. И поэтому в день Пятидесятницы все удивлялись: эллины, иудеи, то есть греки, евреи, иные народы: сирийцы, среди них были, наверняка. Удивлялись тому, что говорят на их языках, «мы слышим и понимаем о чём говорят ученики эти».
Это некоторых смутило, что мол, они напились сладкого вина и поэтому бормочат таким образом. На что Апостол Пётр упрекнул такие претензии. Сейчас третья часть дня, как вы говорите, что они упились сладкого вина? Не было традиции иудейской чтобы рано даже пить вино, не то, чтобы упиваться.
Так вот явлена была на этом Церковь Христова, которой празднуем сегодня день рождения.
Для чего дан Дух Святой? Каждый из вас прошёл свою Пятидесятницу! В Крещении! Каждому была дана печать дара Духа Святого, называемая миропомазание. Слышали такое выражение: «Как одним миром мазаны!»?.
Все христиане, действительно, одним миром мазаны. Это печать Духа Святого дана каждому из вас. Дух Святой даёт способность христианину жить этой духовной жизнью.
Вот, что такое быть в Духе — не каждый, может быть, познает. Об этом говорил Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым.
Когда тот спросил: «А что значит быть в Духе Святом?». И Серафим Саровский ничего не мог объяснить, просто помолился, и вы помните, это событие он просиял так, что на это Мотовилов просто смотреть не смог. Вспоминается сразу Преображение Господня на Фаворе. Вот таким невещественным, незримым светом просиял Серафим Саровский.
Но, мы прикасаемся лишь иногда, к этой благодати, когда нам хорошо в молитве становится. Но это так бывает редко!
А что, значит быть не в Духе? Мы все прекрасно знаем!
Вот, когда эта благодать Святаго Духа оставляет нас: по нашей жизни, по нашим грехам, по нашим склонностям и страстям; когда раздражён, негодуешь — это всё отсутствие Святого Духа. Когда злоба и гнев вырываются наружу. Даже в народе пошла присказка: «Этот человек не в Духе!».
Понимаете, не в таком он Духе, но с другим духом. То существо тоже дух — злобы поднебесной. Но не в Святом духе этот человек.
Всякий христианин должен беречь этот дар (Святого Духа) в себе.
Это сложно. Это трудно. Даже называется быть в Духе. Но я еще раз говорю, не столь ярко, может быть, как Серафим Саровский, но мир в душе чувствовать, возможно каждому.
Нужно нам всем понимать простую вещь. Чтобы вокруг не происходило, если сердце наше не смущается, значит, мы на верном пути. Вот, если только попытки гнева, которые пытаются будоражить наше сердце сразу гаснут, значит Дух Святой пребывает в вас. Не даёт эту возможность возобладать нами духу другому, который ввергает нас постоянно только в одно состояние: отчаяния, уныния, печали и, нередко без почвенную.
Знаете, иногда бывает малая потеря, а скорбим, то о ней, как будто потеряли всё. И не редко такое бывает.
А, уж, когда потеряем, всё – всё! Бывают такие случаи, что и жить то не охота. А смысл какой жизнь, у меня дом сгорел. У меня ничего не осталось, к примеру! Всё, теперь смысла нет в жизни! Вот, призадуматься с христианской точки зрения…….. НАСКОЛЬКО, это глупо.
Неужели, у тебя рук нет? Неужели, ты в пустыне живёшь? Что ты новый дом, пускай, может и хуже, чем предыдущий, не поставишь? С Божьей помощью, без крыши над головой не останешься! Зачем отчаиваться, унывать?!!
Да, потери близких — самая тяжёлая потеря! Но мы-христиане, мы веруем, что это всего лишь миг жизни, который прошёл…. и Господь, забирает от нас нередко родных и близких! Но это же не навсегда! Мы же не навсегда расстаемся!! И мы переступим этот порог смерти.
Ещё раз поздравляю вас дорогие, братья и сестры, с этим радостным торжественный днём, потому что сегодня у нас радость — дня рождения Церкви Христовой Православной.
Ну, и кроме того, я уже обращал вчера на это внимание, вот так вот путями, неизведанными Божьими, случилось в этом году, что и светский праздник, гражданский праздник — День нашей Родины, нашей Отчизны – России мы тоже празднуем.
А Россия и Троица, можно сказать, это созвучные понятия!!!
Вспомните, времена Сергия Радонежского. Ведь помните, как он объединил русские земли?! Примирял князей (тогда была междоусобица страшная), основал какой монастырь?!! Свято-Троицкий! Сейчас это Лавра.
Вспомните Андрея Рублёва. Написавшего эту чудную икону — Троицу. В ней единство Трёх Лиц. В трех ипостасиях Святой Троицы призывает к единству всех нас. Перед Богом мы все равны, перед Богом нет национальности — есть единые потомки Адама и Евы, и есть все братья и сестры. Аминь.».